Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

Дата: 29 июля 2020 в 09:51, Обновлено 14 октября 2020 в 16:06

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

Мир современного ребёнка резко отличается от мира, в котором росли его родители. Во все сферы жизни человека прочно вошли новые информационно-коммуникативные технологии. С младенчества ребёнку знакомы телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры. Сначала ему нравится просто нажимать клавиши, смотреть картинки, потом он переходит на простейшие компьютерные игры. Гаджеты для современного ребёнка – это средство познания мира. Информационно-коммуникативные технологии – это альтернативные технологии, которые не заменяют, а дополняют и расширяют возможности традиционной системы обучения. Это новое мощное средство интеллектуального развития детей, формирование разносторонне развитой личности.

Информатизация образования в Республике Беларусь – один из важнейших механизмов, затрагивающих основные направления модернизации образовательной системы. В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу 2019/2020 учебного года среди приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования определено совершенствование качества образовательного процесса посредством внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Грамотно используя ИКТ, воспитатель может разнообразить и обогатить образовательный процесс, сделать образовательную деятельность динамичной, информационной, интересной, и главное – современной, может расширить возможности традиционных методов обучения и воспитания подрастающего поколения.

В учреждении дошкольного образования используются различные модели ИКТ:

  1. Визуальная модель. Эта модель включает видеофильмы, мультимедийные презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, модули действий (например, последовательность умывания, одевания, собирания последовательности пирамидок, конструирования различных предметов), слайд-шоу, виртуальные экскурсии и ЭОР. Все эти средства обеспечивают наглядность, облегчают процесс зрительного восприятия и запоминания информации при помощи ярких образов, повышают интерес к изучаемому материалу. Необходимое оборудование для использования этой модели: телевизор, компьютер, интерактивная доска, интерактивный планшет, интерактивный стол, экран и мультимедийный проектор. Однако при подборе либо создании средств визуальной модели необходимо учитывать ряд требований. Они должны:
  • носить как информационный, так и развивающий характер;
  • соответствовать возрасту детей;
  • быть интересны детям, увлекательны;
  • нельзя перегружать их слайдами, рисунками, анимацией.

Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей 5-6 лет: «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство», «Ребенок и природа», «Обучение грамоте».

  1. Аудиомодель. Эта модель включает музыкальное сопровождение, аудиокниги, радиоспектакли. Необходимое оборудование: музыкальный плеер с акустической системой, музыкальный центр, магнитофон, мобильный телефон, смартфон (который используется при проведении исследования как метод получения информации «телефонный звонок»).

  1. Игровая модель. Она включает интерактивные игры и игрушки, электронные игры, дидактические игры  для интерактивной доски. Электронные игры и игрушки подразделяются на две основные категории: обучающие и развлекательные.

Дидактические игры с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками.  В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких программ   повышает  креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора,  способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенной в эмоциональном плане.

Дидактическую игру можно конструировать с помощью программы SMART Notebook и успешно использовать на занятиях, реализуя на интерактивной доске SMART Board. Программа SMART Notebook, входящая в программное обеспечение SMART Board, позволяет не только самим создавать свои занятия, игры (строить таблицы, размещать иллюстрации и т.д.), но и содержат набор интерактивных заданий, которые педагог может использовать на занятиях.

Алгоритм создания интерактивных игр:

  1. определить тему, тип и цель занятия;
  2. составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
  3. продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  4. апробация занятия.

Но при подготовке интерактивных ресурсов для занятий с использованием интерактивной доски педагоги должны учитывать следующие моменты: на занятии объем заданий с использованием интерактивной доски должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям; изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски. Поэтому подготовив материал на компьютере, его обязательно надо апробировать на доске до занятия; интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Поэтому сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния. Рост детей дошкольного возраста не позволяет им использовать всю поверхность экрана. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей); расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя"; в большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе, и "всего" десять сантиметров на мониторе превращаются на доске в "целых" пятьдесят, с которыми детям дошкольного возраста тяжело справиться;  Если же на экране доски работает только педагог, показывая детям, как выполнять задание на бумаге или ожидает от них правильных устных ответов, в соответствии с которыми выполняет те или иные действия на доске, подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью. По мере накопления опыта работы с интерактивной доской педагог научится строить правильную композицию каждого слайда. Однако знание специфики структурирования интерактивных ресурсов позволит на начальном этапе избежать многих ошибок, допускаемых при пользовании интерактивной доской.

Выбор форм и методов обучения с использованием ИКТ и ЭОР определяется педагогическим работником самостоятельно на основе сформулированной учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей. В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭОР может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам в нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭОР может иметь место в процессе организации дидактичексих игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования.

 При этом использовать  ИКТ и ЭОР следует вариативно в сочетании с другими средствами. При организации образовательного процесса с ипользованием ИКТ и электронных средств обучения необходимо руководствоваться «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здаравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 №59), Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утверждены постановлением Минстерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 №8) с соблюдением следующих условий:

  • Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экран должна составлять не более 10 минут.
  • Использование в работе с воспитанниками портативных ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое), компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;
  • длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут – для воспитанников 6-летнего возраста;
  • обеспечение освещения верхним светом или местным источником света при просмотре телевизионных передач в вечернее время, закрытие окон шторами в дневные часы.

При просмотре телевизионных передач в учреждении дошкольного образования должны соблюдаться следующие требования:

  • размер экрана телевизора по диагонали должен быть не менее   51 - 61 см;
  • высота установки телевизора должна составлять 1 - 1,3 м от пола;
  • расстояние от экрана телевизора до воспитанников (зрителей) должна составлять от 4 до 6 м;
  • стулья должны устанавливаться в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу воспитанников) при расстоянии между рядами 0,5 - 0,6 м.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

  1. Помогают быстро и эффективно донести материал до воспитанников, так как воспитатель подбирает материал, исходя из уровня подготовки и возраста воспитанников, уровня их знаний и интересов.
  2. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика подачи материала способствует эффективному усвоению, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  3. Обеспечивает наглядность и способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная.
  4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя;
  5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.).
  6. Подготавливают детей к встрече с будущим – новым информационным обществом.

Таким образом, использование ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.